2 апреля — 23 апреля 2010
Фания Шевчук
Живопись, графика
Идея проведения выставки знаменитого поэта и музыканта — Юрия Шевчука. Выставка посвящена 85-летию мамы Юрия.

Фаина Акрамовна представила зрителю 50 работ в технике живописи и графики.
Для становления Фании Шевчук, как художника удивительную роль сыграл Север. В конце тридцатых годов этот Север стал, не только одним большим лагерем для «врагов народа», но и местом, где можно было скрыться от репрессий. Такой выбор сделал Акрам Гареев отец Фании Шевчук. Там она получила профессию радист, выпускала стенгазету, пела в художественной самодеятельности. Огромное влияние на формирование ее личности оказали ссыльные – общее с людьми высокой культуры дало ценностные ориентации, столь важные для самоопределяющейся личности.
Спустя много лет, в 1976 г., когда Шевчук уже жила с семьей в Башкирии, Север вновь потянул ее к себе. Она мечтала, чтобы сын Юра стал художником, а он хотел бросить худграф, играл на гитаре и вообще, собирался уехать в Одессу. Фания Акрамовна сделала невероятное усилие – вырвала сына из благоустроенной городской жизни, отправилась с ним на Колыму — на сорокоградусные морозы и изматывающий физический труд. Возможно, она хотела, чтобы сын повторил ее путь, напитался силой и цельностью северной жизни, увидел потрясающий белый простор. Там они прожили два года — сын стал поэтом и рок-музыкантом — известным Юрием Шевчуком.
Фаине Акрамовне удалось получить художественное образование только в 48 лет, так внутренняя устремленность к художеству была сильнее жизненных обстоятельств, общепринятого пути в искусство. Она упрямо выбирала места работы там, где обучали живописи, и у нее могла быть возможность посещения рисовальных классов. Живя в Нальчике, а затем в Уфе, она участвует в выставках самодеятельных художников, много рисует, увлекается портретом. Дома ее моделями становятся дети, соседи, родственники.
Осознание своей связи с башкирской национальной культурой приходит в живопись Шевчук уже в петербургский период. Такое не редко бывает с художниками – расстояние делают зримыми внутренние связи. Субъективная переработка предметного мира окончательно происходит в ее творчестве под влиянием декоративности, яркой цветности, линейной орнаментики народной культуры. Часто камертоном ее натюрмортов становятся башкирские платки, ткани, расписные блюда и посуда. Они настраивают живопись Фании Шевчук на декоративное звучание, открытую условность форм.
Излюбленными героями натюрмортов становятся подсолнухи. Их преображения, кажется, бесконечны. Они могут дружно перекликаться с рукотворной геометрией народных тканей, остро противостоять звучным цветным фонам, идти от объема к плоскости раппорта на орнаментальной поверхности. Они могут быть печальными и разудалыми, сияющими солнцами и тревожной вязью бегущих линий. Но они всегда очень красивы. Талантливый художник, яркая и сильная женщина, Фания Акрамовна Шевчук, продолжает работать, творить праздничную гармонию.