Легкое дыхание о выставке
Лейсан Рахматуллиной
Я вся — тона жемчужной акварели
М.Волошин

Акварель – она родом из детства. Мало кто хоть раз в жизни не попробовал –хотя бы в детском саду – окунуть кисточку в воду ,смочить плитку медовой, неподатливой поначалу краски и совершить на бумаге размашистый полет. Пора акварели часто и уходит вместе с детством – трудно оставаться верным этой незатейливой и простой на первый взгляд технике. Однако парадокс в том ,что чем более увлекаешься ею, тем более осознаешь ее доброе волшебство – и ужасающее коварство. Лейсан остается ей верна уже почти четверть века. «Акварелью надо заниматься всю жизнь». И тогда она постепенно открывает свои неожиданные тайны, причудливые сокровища. Для каждого они свои—ведь их разнообразие не что иное ,как просто водяные разводы ,нажим кисти ,цветовые и тональные сочетания ,спонтанные отражения индивидуальности ,всполохи души. Что может быть интереснее и натуральнее ,чем такие наблюдения ? Для техники «allo primo»,самой « рабочей» для нашей художницы ,необходимо иметь не только твердость и смелость руки профессионала ,но и дерзость ребенка, а также точное знание, чего ты хочешь. Ведь то ,что впиталось во влажное пористое тело бумаги, переделать будет уже невозможно, лишь переписать все заново .Детское наивно-поэтическое воображение должно присутствовать, способность одушевлять растения ,горы и озера, и небесные светила. Лейсан в полной мере обладает этим даром –чувством удивления перед миром ,на который часто смотрим мы сквозь подслеповатое пыльное стекло наших забот и разочарованности в его справедливости и красоте. Это не означает ,что ее картины постоянно движутся в мажорном марше ( они ,кажется,и действительно движутся) .Наоборот ,нередко они оставляют впечатление светлой грусти, задумчивости, эмоционального напряжения .Об этом говорят и тональные «разрывы» и внезапные всплески золота среди холодной гаммы( «Флюиды», «Лестница с небес», «Солнца гнездышко», «Августа хлопоты» и др.) Сами названия исполнены поэзии, дополняя сказочные смысловые оттенки работ .А они-ее символы -не хотят лежать на поверхности ,ныряют в абстрактные пучины (недаром Лейсан заняла 2е место за «иррационализм» в акварели на одном из конкурсов);там земля плавно перетекает в прозрачные небеса, озеро в облако, и ветер сеет щедрыми горстями покорных птиц(коров ,барашков)по сырому полю ;или это брызги талой воды, «весны звон» ;или это рябь на суровой байкальской воде ,или стайка осенней листвы… В своих частых путешествиях по разным регионам – Средняя Россия,Сибирь и Байкал,Турция и Онежское озеро , и родные башкирские просторы- Лейсан находит для каждого места свой выразительный язык – в Кижах больше умбры и красок осени,а на Ольхоне сам суровый климат и мистическая атмосфера диктуют строгую монохромную гамму. Натюрморты и букеты –«Калина красная», «Облепиховый сон» ,багульник и аквилегии, тыквы и луковицы – живут в изобилии разноцветного веселья, «трепет и восторг». Вообще, цветовая гамма родной стороны более светлая и радостная , создающая покой и душевный мир нюансами ультрамарина, огромным количеством оттенков зеленого и теплого серого.(«Аккузевские чаши», «Берег моего детства» и др.)Ведь своей творческой свободой художница обязана прежде всего своей малой родине, своей семье. Еще в деревенском детстве родители ,понимая ее любовь к рисованию, создавали условия для работы и созерцания ,даже во время сенокоса –самой горячей сельской поры. Родная природа вдохновляет и вселяет надежду даже в самые сложные периоды ее жизни. «Картина — это замочная скважина, в которую можно рассмотреть душу художника». Акварельный мир этого удивительного мастера открыт всем ветрам и чувствам ,светел и легок, как дыхание родной весны. Глядя на него, хочется самому творить и радоваться всему окружающему. В этом и есть , вероятно, цель искусства.

Эльвира Каримова.Апрель 2015