17 марта — 25 марта 2014
Полина Стадник
Мембрана
С 17 по 29 марта в галерее пройдёт фотографический проект «Мембрана»
Фотограф: Полина Стадник ( Уфа –Екатеринбург).
Куратор: Мария Сарычева (Уфа -Москва).
В проект «Мембрана» вошли 35 чёрно-белых фотографических отпечатков и инсталляция.

Мембрана (от лат. membrana — кожица, перепонка), гибкая тонкая плёнка, приведённая внешними силами в состояние натяжения и обладающая вследствие этого упругостью.

(Источник: БСЭ 1969—1978)

В физике и биологии мембрана чаще всего описывается как барьер, выборочно пропускающий элементы окружающей среды через себя. Или как тонкая плёнка, разделяющая две структуры между собой.

Фотограф Полина Стадник в своем фотографическом проекте дает следующее определение: "Мембрана является тонким инструментом, встроенным в моё "Я"", — бесконечно тонким инструментом, неотъемлемой составляющей телесного и духовного, разделяющей и соединяющей эти два человеческих начала.

Полина дает и другое определение: "В то же время, мембрана, — это граница раздела двух фаз: внутреннего мира художника и окружающей его среды". Её внутренняя Мембрана эластична и готова взаимодействовать и отзываться вибрацией на колебания внешней среды. При совпадении частот внешних образов и картин с собственной частотой Мембраны происходит резонанс. Этот резонанс между внешним миром и внутренним миром художника и является отправной точкой создания фотографии.

Естественные науки классифицируют мембраны как проницаемые, непроницаемые и полупроницаемые. "Мембрана" Полины Стадник проницаема. Она пропускает сквозь себя элементы среды целиком и полностью, нейтрально, не выстраивая между ними никакой иерархии, предоставив возможность говорить каждому образу. Монохромность фотографии здесь — сознательный выбор, поскольку цвет может делать одни образы более привлекательными, а другие, напротив, дискриминировать. Полине остается лишь молча наблюдать, быть чуткой и реагировать на колебания мембраны, фиксировать в своем сознании неповторимое ощущение. Это не всегда четкое ощущение, порой это лишь воспоминание об ощущении, смазанное, расплывчатое.

Мембрана как плоскость или поверхность интересует Полину не меньше тех образов, что она пропускает. Она настолько заворожена самой идеей мембраны как неотъемлемой части самой себя, что пытается зафиксировать изображение мембраны в реальном мире. Параболы колебаний внешней среды находят отражение в фотографических композициях. Образы, отпечатавшиеся в сознании каждого из нас – социалистическое прошлое, по-прежнему индустриальное настоящее, люди-тени, незнакомые, от которых остались только воспоминания, тонкая поэтика тесного сплетения заборов и голых веток — так выглядит мембрана Полины.

И, может быть, потому, что эти образы близки и знакомы зрителю, при неторопливом рассматривании фотографий он может воскресить в памяти свои собственные ощущения и почувствовать свою собственную мембрану: бесконечные внутренние диалоги, одинокие прогулки по городу, неотправленное письмо, сон, предшествующий пробуждению.

Куратор Мария Сарычева, студент магистратуры факультета философии ВШЭ (Москва), сотрудник образовательного отдела Центра современной культуры "Гараж" (Москва).