26 февраля — 27 марта 2015
Рашит Хабиров
Навстречу Солнцу
С 26 февраля по 27 марта в галерее Мирас прошла выставка живописи Рашита Хабирова «Навстречу солнцу».

Рашит Хабиров – выпускник Московского государственного художественного института им. В. Сурикова следует реалистическим традициям академической живописи, считается непревзойденным мастером сюжетных портретов, натюрмортов, пейзажей.

На выставке художник представит работы в жанре пейзажа, портрета и натюрморта. А также новую серию «Акбузат», над которой художник работал 4 года. Серия посвящена конному спорту, в которой автор раскрывает всю красоту и грациозность спортивных скакунов и их наездников. Новые произведения Рашита Хабирова познакомят зрителя с интересным миром уфимского ипподрома. Все работы написаны с искренней любовью к родине, к её людям – истинный подарок зрителю.


Навстречу солнцу от Северных амуров к наездникам Акбузата

Быстрого коня не надо подгонять, а умелому человеку не надо помогать.
Башкирская пословица

Творчество Рашита Хабирова, признанного мастера живописи, интересно и близко самому широкому кругу зрителей. Любители задушевных картин природы и психологического портрета, знатоки этнографии, краеведения, истории искусств, и вообще все те, кто неравнодушен к жизни во всех ее проявлениях, находят свои объекты симпатий на его полотнах. Происходит это потому, что самому художнику интересно и важно все – и природа и самые разные сферы деятельности человека. Начиная с 70-х, он накопил богатейший творческий опыт в разнообразнейших областях и жанрах — это и портреты передовиков производства и колхозников, художников и балерин, это неповторимые родные пейзажи и роскошные натюрморты. Везде и всегда он оставался верен своим принципам. А именно – деликатности и беспристрастной строгости в отношении к деталям, (истина кроется в мелочах), спокойствию и созерцательности, а главное – оставаться «сыном своего края», как бы высокопарно это не звучало.

В стремлении как можно более полно воссоздать элементы национальной культуры – костюма, быта, и с их помощью передать « внепредметный», духовный мир своего народа, художник не мог обойти стороной образ башкирского конника. Те более, что за долгое время работы в Национальном музее Башкирии и в сельских разъездах он приобрел ценный опыт, изучая весь сложный арсенал настоящих, не лубочно-декоративных, а истинно народных атрибутов старины. Это восхождение к истокам дает нам редкую возможность почувствовать себя наследниками части огромного запаса человеческой культуры – ремесел, искусств. Теперь галерея исторических портретов пополнилась новыми персонажами. «Кахым-туря» (2014) – герой Отечественной войны 1812 года, сотник одного из кавалерийских полков башкирских Северных амуров (так окрестили наших лучников французы),воспетый в легендах и песнях, а позднее и в одноименной опере З.Исмагилова. «Он был уральским беркутом рожден: как беркут был он смел, горяч как пламя». Таким и увидел его Хабиров. Герой изображен на фоне традиционного ландшафта – на крутом берегу Агидели. Волевое, умное лицо, в котором угадывается боевой, крутой нрав; суконный кафтан и амуниция выписаны с исторической точностью. Даже курай – старинный, шероховатый, автор специально разыскал для портрета в Сибае. Как в опере, с картины звучит мажорный, светлый и и величавый мотив, высокий строй мыслей и чувств. Продолжение темы – «Амантай» (2014), портрет уже совсем реального башкира во всем его «североамурском» великолепии, лидера военно-исторического клуба «Любизар», в антураже домотканого красного полотна с таким любимым автором башкирским орнаментом –недаром его соседкой и вдохновительницей была замечательная художница А.Ситдикова. Алгоритмы этих узоров так важны для художника потому, что заключают в себе древний, полный поэзии, рассказ. Как всегда ,автор любовно передает этот язык материалов, тканей – кожи, серебра, меди, войлока, меха, старого бархата – говорящий с нами из глубины веков. В лице и руках Амантая — сдержанная веселая сила, словно воплощение национального характера. Но внезапно… куда делись степенное спокойствие и созерцательность, мягкая медово-золотистая гамма прежних картин?

Изъясняясь языком конников, можно констатировать, что художник, для которого были характерны неторопливый ритм и каденция (постоянство), совершил крутой «вольт» (поворот). Из статичных композиций наружу вырывается неистовый дух новых, безудержных всадников. Это дерзкий выброс в новое качество, вызов собственным традициям и логическое их продолжение. «Словно с неба летящей звездой Акбузат в мир сошел земной». Главный в пантеоне полубожественных коней башкирского эпоса, культовая фигура и любимый фольклорный персонаж, этот конь волшебно трансформировался на беговой дорожке одноименного ипподрома. Стилистика картин этой серии - «Наездники Акбузата», продиктована самой темой. Торжество стремительного движения, резкие краски — голубые молнии на напряженных телах лошадей, яркие костюмы наездников, нестерпимое солнце – импульсы мускульной энергии и грация полета – создают атмосферу праздника. Таким образом наездники Акбузата подчеркивают связь времен, контраст и единство старого и нового. Избрав для себя «альтернативный маршрут», (не могу не ввернуть опять конно-спортивный термин), художник провел около 4-х лет в наблюдении и изучении новой темы; по своему обыкновению, он не мог работать иначе, как не узнав досконально все детали — и анатомию лошади, и экипировку и амуницию жокеев, весь горячий и сосредоточенный дух скачек. Затем, «отшелушив все лишнее», представил нам эту замечательную феерию. Невзирая на лица, эпохи и области, служившие элементами вдохновения, на своем творческом пути, Рашит Хабиров неизменно движется «навстречу солнцу», к художественному совершенству. Через такие вещи и происходит наше приобщение к гармонии законов бытия — и самих себя.
Эльвира Каримова, 16.02.2015